18 ранних
дезадаптивных схем
Ранние дезадаптивные схемы
При нарушении 5 основных эмоциональных потребностей в детстве, могут формироваться устойчивые дезадаптивные схемы (восприятия, реакции, поведения). Психологи выделили 18 таких схем, сгруппированных в 5 доменов. Каждому домену соответствует неудовлетворенная потребность человека в раннем детстве.
Домен 1: Нарушение близкой связи и отвержение
Люди со схемой покинутости переживают, что значимые люди могут оставить или отвергнуть их. Интенсивность любовных отношений, невыносимая боль и глубокое чувство потери, когда они заканчиваются, характеризуют схему покинутости.
Схема формируется, когда родители были не в состоянии слушать, подтверждать, адекватно отражать и реагировать на эмоции и потребности ребенка. Схеме сопутствует чувство одиночества. Вы ощущаете, что между вами и другими «стена», вам трудно почувствовать контакт и близость.
Люди со схемой недоверия/насилия усвоили правила из того, что они воспринимали как жестокий, подлый мир в своем детстве. Они опасаются, что кто-то причинит им вред, подозрительно относятся к дружелюбию, ожидают предательство или пренебрежение от окружающих. С этой схемой мозг считает отношения потенциальной угрозой, поэтому он реагирует на них как на стресс.
Хронически испытывают стыд. Чувствуют себя непривлекательным, часто бывают застенчивы. Им кажется, что с ними что-то не так и это можно только спрятать, боятся, что их отвергнут, если узнают какие они на самом деле.
Люди со схемой социальной изоляции уверены, что не похожи на других и что с ними что-то не так. Они могут избегать людей, считать отношения фальшивыми и утомительными, чувствуют, что могут расслабиться и быть собой только когда они одни.
Домен 2: Нарушение автономии и непризнание достижений
Люди со схемой зависимости могут чувствовать себя неспособными справиться элементами независимой взрослой жизни. Им сложно самостоятельно принимать решения без помощи других.
Схема провоцирует ощущение, что мир опасен, а жизнь хрупка. Люди со схемой уязвимости склонны тревожиться, обдумывать негативные варианты развития событий, приимать чрезвычайные меры предосторожности.
Люди со схемой неразвитой идентичности часто испытывают чувство вины, долга, беспокойства по поводу чувств и одобрения своей семьи. Без других людей их жизнь бессмысленна и пуста. Симбиотические отношения.
Верят, что потерпят неудачу в будущем. Оглядываясь в прошлое, фокусируются на своих неудачах, а достижения считают случайностью. Имеют массу негативных убеждений о себе (я неудачник, у меня нет талантов, я неуклюжий и т.п.)
Домен 3: Нарушение чужих границ и самоконтроля
Люди со схемой грандиозности / привилегированности отличаются самопоглощенностью, иногда они ведут себя нарциссично, от чего страдают их отношения с другими. Испытывают сильный гнев, когда не добиваются того чего хотят, либо не получают достаточного признания.
Склонны к импульсивности, с большим трудом могут сдерживать или контролировать свои импульсы, связанные с удовольствием. При активизации данной схемы, человеку не хватает терпения, дисциплины и настойчивости для достижения своих целей.
Домен 4: Направленность на других
Пренебрегают своими желаниями, чувствами и потребностями в угоду других. Бессознательно ожидают "наказание" за проявление своих потребностей, ощущают вину и/или страх. Считают, что вынуждены действовать так, как хотят другие. В конфликтах первые идут на примирение, подавляя собственную обиду и агрессию.
Чувствуют ответственность за настроение и состояние других людей. Схема может ощущаться как острая потребность заботиться о других и чувствовать ответственность за них, как будто это призвание. С трудом отказывают, чувствуют себя эгоистами, когда заботятся о соих потребностях. Подавляют обиду, так как редко получают аналогичную заботу взамен.
Увлечены самосовершенствованием, нуждаются в одобрении окружающих. Не фокусируются на своих потребностях, в угоду других людей, для создания хорошего мнения о себе. Ждут похвалы, страдают, когда не получают ее.
Домен 5: Сверхконтроль и подавление
Направляют свой фокус именно на негативные аспекты жизненных ситуаций, игнорируя позитив. Ожидают, что потерпят неудачу в делах, всегда ожидают, что произойдет что-то плохое. Часто демонстрируют избегающее поведение, так как не верят в свои возможности. Как правило, родители были склонны к пессимизму, либо пренебрегали чувствами ребенка.
Считают эмоции проблемой, поэтому привыкли их подавлять. Часто вырастали в семьях, где проявление эмоций встречалось насмешками, обесцениванием или даже наказанием. Теряют связь с собственными потребностями и телом, из-за чего теряют смысл жизни, ощущают пустоту, апатию, склонны к психосоматическим проявлениям.
Перфекционисты, не достигают удовлетворения от сделанной работы, считают, что можно еще лучше. При этом считают свои практически недостижимые стандарты заниженными. Их внутренний мир наполнен требовательным критиком, который никогда не бывает доволен. Испытывают вину за развлечения и отдых. Как правило, в детстве родители давали тепло и внимание только за успехи.
Устойчивый критикующий и карающий внутренний голос, который не прощает даже незначительные ошибки. Склонны к агрессивному, нетерпимому, гневному поведению. Считают, что слабости и ошибки должны быть наказаны.

Запишитесь на консультацию или задайте ваш вопрос

Записаться на прием
Стоимость консультации схема-терапевта 4000 рублей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Контакты для связи
TG: @AnnLvovna
Telegram канал с психологическими мемами: @Psychopushka