Схема дефективности / Стыдливости
Считают, что с ними что-то не так, критикуют себя. Ожидают отвержения из-за своих недостатков. Чувствительны к критике, могут испытывать невыносимые чувства из-за стыда.
Девиз: "Я бракованный"
Какими бы ни были проявления и выбранные защитные стратегии, в глубине схемы дефективности всегда находится стыд. Люди с этой схемой хорошо знакомы с чувством, когда хочется провалиться сквозь землю, спрятаться или просто исчезнуть. Они часто сравнивают себя с другими людьми, делая это практически на автомате и выбирая, как правило, негативную оценку себя.
Чаще всего они считают себя непривлекательными, обладающими изъянами, которые, по их мнению, мешают получать желаемую любовь и признание. Они склонны обесценивать свои достижения, таланты и способности. Глубокое чувство собственного несовершенства может сочетаться со страстным желанием получить внимание и восхищение, хотя такая цель кажется практически недостижимой.
Чувство стыда влияет на сексуальную сферу: такие люди могут испытывать сильный стыд за свои желания, быть склонны к садомазохизму, либо полностью избегать сексуальные контакты.
Они очень чувствительны к критике, остро эмоционально реагируют, испытывая подавленность, грусть или гнев, в зависимости от того, капитулируют они перед схемой или гиперкомпенсируют ее.
Причины возникновения схемы дефективности / стыдливости

Мысли о собственной непривлекательности впервые приходят еще в раннем детстве. Стыд может формироваться на фоне контролирующих и критикующих родителей, буллинга сверстников или обесценивания со стороны значимых лиц. Дети склонны брать вину на себя, если кто-то из окружения проявляет холод или жестокость. Бессознательно ребенок делает вывод, что это с ним что-то не так, раз он подвергся плохому отношению. Родители могут провоцировать чувство вины и стыда, чтобы сделать ребенка послушным и "удобным".

Основные причины возникновения схемы стыдливости / дефективности:

  • Фрустрированная потребность в безусловном принятии, признании достижений со стороны близких;
  • Унижение, обесценивание, высмеивание, буллинг в детстве;
  • Выбор, желания и свободные проявления ребенка подвергались критике;
  • Нарушение личных границ со стороны родителей (читали дневник, забирали вещи, врывались без стука и т.п.);
  • Строгая дисциплина или гиперконтроль в семье. Повышенная стыдливость у родителей, фразы "люди смотрят / мне за тебя стыдно";
  • Ребенок не был желанным, родитель мог обвинять его в собственных неудачах и принесенных жертвах;
  • Пережитое отвержение в семье или среди сверстников;
  • Неблагополучие в семье, вызывавшее чувство стыда и стеснения.
Признаки схемы дефективности / стыдливости
  • Вы считаете, что с вами что-то не так, и это мешает вам получить любовь и признание;
  • Вы критикуете себя, постоянно сравниваете с другими. Вам сложно хвалить себя и неловко принимать комплименты;
  • Часто контролируете и оцениваете свое поведение, слова и движения. Вам кажется, что другие люди смотрят на вас и негативно воспринимают;
  • Вы гиперчувствительны к стыду и отвержению, даже безобидные ситуации могут вызвать сильные переживания;
  • Мнимые недостатки вы пытаетесь маскировать, но тревожитесь, что люди отвергнут вас, если узнают какой вы "на самом деле";
  • Вы вступали в отношения с холодными партнерами, которые не проявили искреннего интереса, предали или плохо обошлись с вами, из-за этого вы разочаровались в отношениях и боитесь снова довериться;
  • Вы можете быть склонны к мазохизму, селфхарму, жестким ограничениям, булимии, изнурять себя спортом или проявлять садистические наклонности.
Защитные стратегии (копинги)
  • Капитуляция
    Считают себя неудачниками, чувствуют подавленность, не верят в свои возможности. Позволяют другим людям обесценивать и критиковать себя.
  • Избегание
    Стараются избежать поводов для стыда, не открываются другим людям, предпочитают промолчать. Избегают близости в отношениях. Злоупотребляют едой, ПАВ, импульсивными покупками или другими быстрыми удовольствиями (самоутешение).
  • Гиперкомпенсация
    Осуждают и обесценивают других. Стремятся показать себя в лучшем виде, озабочены внешностью. Имеют много представлений о том как поступать "правильно" и стараются их придерживаться. Реагируют сильным гневом на критику.
Избавление от травмы дефективности / стыдливости
  • Осознать травматичный опыт и его последствия
    Посмотрите на пережитый травматический опыт и ответьте на вопрос: а не отношусь ли я сейчас к себе так же, как те люди, которые когда-то делали мне больно? Справедливо ли было относиться так к ребенку? Примите, что вы, как и любой ребенок, заслуживали лучшего к себе отношения и не обязаны в настоящем продолжать следовать их сценарию.
  • Понять свои триггеры травмы
    В каких ситуациях вас поглощает чувство стыда и вины? Перед кем из людей вы особенно остро испытываете эти чувства? На что это похоже? Какие ситуации из детства со схожими переживаниями приходят вам в голову?
  • Обратить внимание на чувства
    Постарайтесь глубже исследовать свои чувства. Из чего состоят такие переживания, как "мне плохо / больно / страшно / пусто". Как вы ощущаете негативные эмоции в теле? Старайтесь мысленно называть чувства каждый раз, когда они беспокоят вас (сейчас я испытываю стыд, потому что мне кажется, что я плохо...).
  • Удовлетворять свои эмоциональные потребности
    Осознайте, что большинство людей заняты мыслями о себе и они не намереваются критиковать вас. Даже если кто-то вас не принимает, подумайте, а зачем вам нужно одобрение этого человека? Вы больше не беззащитный ребенок и можете защитить свои границы. Пробуйте выносить чувство стыда, постепенно выполняя провоцирующие его задачи.
  • Отслеживать поведение
    Боитесь ли вы открываться людям при сближении? Пробуйте постепенно показывать свою уязвимость тем, кто вызывает наибольшее доверие и по-доброму к вам относится. Демонстрируете ли вы что-то, что может пригласить не самых любезных людей к критике? Не позволяйте себе и другим плохо говорить о вас, постепенно сводите на нет токсичные отношения.
  • Снизить критику и хвалить себя
    Выпишите ваши достижения. Ежедневно хвалите себя даже за маленькие победы. Будьте милосердны к себе, ищите позитивные качества и поводы для благодарности. Пробуйте говорить себе такие слова поддержки, которые сказали бы своему маленькому ребенку в такой же ситуации. Отслеживайте внутреннего критика (в свою и чужую сторону), сопротивляйтесь желанию обесценить и унизить, занимайте более нейтральную позицию в своих выводах.
  • Работайте с копингами
    Как вы защищаетесь от негативных переживаний? Вы сдались и принимаете критику, либо избегаете острых ситуаций, отношений, переедаете, злоупотребляете веществами, играми, покупками, а может быть вы гиперкомпенсируетесь за счет унижения других? Осознайте, что это защитное поведение, то есть ответ на негативную оценку себя, своих возможностей и заслуг. Когда вам хочется использовать копинг, проанализируйте, что за этим желанием стоит: чувство стыда, дефективности, страх отвержения и т.п. Защита даст только временное облегчение, но не решит истинной причины. Выбирайте более здоровые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями.
  • Схема-терапия для избавления от травмы дефективности / стыдливости
    Схема-терапия предлагает теплые терапевтические отношения с психологом, который будет поддерживать вас, научит противостоять стыду и развивать позитивную самооценку. В условиях принятия и конфиденциальности вы изучите ваши внутренние режимы: уязвленную детскую часть, внутреннего критика, защитные стратегии (копинги). Вы научитесь управлять своим мышлением, конфронтировать деструктивные мысли, постепенно меняя поведение и ослабляя негативные эмоции. Первой терапевтической мишенью станут дисфункциональные копинги, которые вы выработали как ответ на травмирующие стимулы.

Запишитесь на консультацию или задайте ваш вопрос

Записаться на прием
Стоимость консультации схема-терапевта 4000 рублей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности